Охрана детства

Родители, будьте бдительны!

Критерии и показатели социально -опасного положения

Критерии  и  показатели  социально опасного положения

Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей)
  • родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи
  • родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  –  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста
  • родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара
  • родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
  • родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления 

  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности

3. Родители  ведут аморальный  образ жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обращаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка (детей)

  • в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия
  • установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему
свернуть

Признаки семейного неблагополучия. Профилактика

Признаки семейного неблагополучия. Профилактика.

В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей.  

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

  • недостаточная забота;
  • неправильный уход и питание;
  • физическое и сексуальное насилие;
  • игнорирование душевного мира и переживаний

Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

Значительную долю семейных проблем составляют внутрисемейные конфликты. Сложно объяснить одной или двумя причинами конфликты в семье. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от внутренних особенностей  семьи, личностных качеств её членов, так и от внешних причин – ситуации в обществе.

Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стесненных условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, неправильное воспитание детей, развод, смерть  одного из супругов, вступление в повторный брак.

Ни одна семья не может обойтись без конфликтов, это обычное явление. При возникновении конфликтов в семье больше всего страдают дети. Если в асоциальной семье конфликт оказывает прямое отрицательное воздействие на ребенка, то в благополучной семье – косвенное, изменяя личность ребенка. Возможны три варианта развития событий:

  1. ребенок становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга;
  2. ребенок превращается в «громоотвод» - объект эмоциональной разрядки обоих родителей; 
  3. ребенок делают инструментом в разрешении конфликта.

В первом случае  ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, вызвать чувство неприязни к родителям, потерю ребенком ощущения надежности и защищенности в семье, следствием чего является наличие у детей страхов, ночных кошмаров. Ребенок может замкнуться в себе.

Во втором случае ребенка кидают из одной крайности в другую: от гиперопеки к вседозволенности. Малыша стараются привлечь на свою сторону, ограничить  его общение с другим родителем. Негативное отношение к ребенку, завышенные или заниженные требования не позволяют ему адекватно оценить свое поведение и отношение с окружающими, травмирует психику.

В третьем случае ребенок живет не своей жизнью, а разрывается между родителями. Вместо поисков взаимопонимания родители нередко призывают принять сторону одного из них. Ради его поддержки родители пускают в ход любые средства – подарки, обещания. Это может привести к эмоциональным расстройствам (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушанию, протесту, агрессии). Ребенок теряет ориентиры, привыкает манипулировать людьми в своих интересах. Любые семейные конфликты провоцируют внутриличностные проблемы у детей:

  • эмоциональную нестабильность,
  • неуверенность в себе,
  • тревожность,
  • замкнутость, отчужденность.

Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье.

Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети.

  1. «Герой семьи», ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.
  2.  «Проблемный ребенок». Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.
  3. «Потерянный». Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается, главным образом, из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми,  и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

В настоящее время еще одним источником неблагополучия является педагогическая несостоятельность родителей,  которая характеризуется:

  • низкой педагогической культурой;
  • провоцированием неуважения ребенка к общественным требованиям;
  • грубостью ребенка;
  • неповиновением;
  • отчуждением ребенка от коллектива, семьи.

В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям. Такие семьи - источник безнадзорности детей и подростков.

свернуть

Семья без насилия

"Украденное детство"

Сексуальное насилие



 

 

 

 

свернуть

Родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!

Время ответственности родителей

Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь

Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь

 

Брошюра подготовлена и издана Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь при поддержке проекта международной технической помощи «Укрепление научного и образовательного потенциала Республики Беларусь в области сбора, анализа и использования демографических данных для достижения Целей устойчивого развития» (рег. № 2/21/001130). Содержание брошюры является полной ответственностью Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

https://moiro.by/files/00206/obj/120/230813/doc/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8E%D1%80%D0%B0-3.pdf

 

свернуть

Будьте внимательны к своим детям!

Безопасные каникулы!

Не держите окна открытыми

Пристегни самое дорогое!

Сохраним наше будущее!

Это важно! Об ответственности родителей

подробнее...

Недопустимо оставлять детей без присмотра!

подробнее...